Стейк без заморозки. Животноводы Урала в рамках импортозамещения наращивают выпуск элитной говядины
- Админ 30.03.2022
В Челябинской области в условиях санкций Запада готовы произвести отборную говядину. Зарубежная селекция сегодня успешно работает на импортозамещение в мясной отрасли.
Животноводы региона решили, что могут не только продолжать быть золотым племенным фондом герефордов в России (ежегодно мясной скот этой породы, выращенный на предприятиях в Челябинской области, завоевывает золотые медали агропромышленной выставки «Золотая осень»), но и показать своим землякам-уральцам, что такое мраморная говядина премиум-класса. Вывести новый продукт на южноуральский рынок смогла Евдокия Гребенщикова, руководитель крупнейшего не только в Челябинской области, но и в России племенного завода герефордов.
Из 45 тысяч голов мясного скота, которые содержатся в хозяйствах Челябинской области, больше 5 тысяч — поголовье, которое насчитывают фермы ООО «Варшавское» Карталинского района. Телочки и бычки герефордской породы не только укрепляют племенное ядро в животноводческих хозяйствах Южного Урала и других регионов России. Это еще и отменное мраморное мясо (говядина с прожилками жира), которое пользуется популярностью у гурманов всего мира. Недавно карталинские животноводы запустили свою мясопереработку, производят отличные деликатесы, ничем не уступающие зарубежным аналогам.
Страховка от засухи
В хозяйстве, расположенном на юге области, в поселке Варшавка (это 350 км от Челябинска), рассказали, как удается выращивать элитных коров, адаптироваться к новым экономическим условиям и вполне успешно работать на продуктовое самообеспечение региона.
— В последние три года наши посевы страдают от жестокой засухи, и часть бычков — 2500 голов общим весом тысяча тонн — пришлось продать на мясо. Но мы сохранили маточное поголовье элитных герефордов — 2120 коров, — делится гендиректор сельхозпредприятия Евдокия Гребенщикова. — А общее поголовье КРС — 5 тысяч, причем мы можем в течение двух-трех лет довести его до 7-8 тысяч животных. Рождаемость в хозяйстве на самом высоком уровне: 85 телят на каждые 100 коров ежегодно. Пострадавшим от засухи хозяйствам по решению губернатора Алексея Текслера было выделено 500 млн рублей на закупку кормов и семян. К примеру, нам на корма предоставили субсидию в 16 млн рублей, на которые мы закупили фуражное зерно и смогли провести зимовку без серьезных потерь. В ближайшее время выведем скот на выпас. Также нам выделили 2,7 млн рублей на покупку семян, и на посевную их должно хватить.
По словам Евдокии Гребенщиковой, на головном отделении в Варшавке содержат основное поголовье герефордов, для прокорма которых выращивают зерновые и корма на 15 тыс. гектаров. Кроме того, открыли «филиал» в Октябрьском районе, где выращивают 1200 голов КРС и возделывают 7 тыс. гектаров земельных угодий. Также два года назад взяли землю в Курганской области для производства зерна.
Герефордов кормят в основном сенажом, кормосмесями с добавкой концентратов, сена и ячменя. Насыщенную сахаром суданскую траву, которая не дала урожай в засуху, закупили на губернаторскую субсидию.
И семя, и племя
В последнее время в хозяйстве запустили аграрную диверсификацию. Так, стали выращивать масличные (подсолнечник, лен) на площади 3500 гектаров. Их охотно покупают производители растительного масла, причем по высокой цене. Во многом выручило и то, что в Октябрьском районе поля меньше пострадали от засухи и средняя урожайность зерновых была неплохая — 11 центнеров с гектара.
— Главный доход мы раньше получали от продаж элитных телок герефордской породы, поскольку наше хозяйство имеет статус племзавода, — говорит Евдокия Гребенщикова. — Но в последнее время продажи резко упали: дело в том, что из-за близости к Казахстану, где выявлены вспышки ящура, теперь мы можем поставлять телок только в нашей области и соседних регионах. Так называемая ветеринарная регионализация стала для нас серьезной проблемой. Надеемся, что скоро ситуация нормализуется.
В хозяйстве многое делают и для улучшения генетики стада, сотрудничают с учеными Оренбургского и Московского НИИ мясного скотоводства, Уралплемцентром Екатеринбурга. Они помогают оценивать мясной потенциал герефордов, проводить бонитировку стада, позволяющую выделить племенной ресурс животных. Сама Евдокия Гребенщикова имеет ученую степень кандидата наук, знает массу секретов селекции мясного скота.
Замена импорта и забота о людях
Здешние герефорды — неприхотливые животные, их предков еще в 60-х годах прошлого века завезли сюда из Канады. Они давно «обрусели», сформировав свой уральский тип, и не нуждаются в зарубежной подпитке генофонда. Причем могут зимовать и без капитальных ферм, даже под легкими навесами, которые планируют построить в Октябрьском районе. Телята растут на вольных пастбищах, восемь месяцев получая мамино молоко. Мясных коров не доят, но зато телочки и бычки наращивают мясо ускоренными темпами: в год герефорд может весить не менее 600 кг, а максимальный вес уральского герефорда достигает 1200 кг.
В «Варшавском» не забывают и о людях села. Зарплату платят вовремя, и вполне достойную. А два года назад в райцентре, Карталах, открыли детский центр, где ребята могут и отдохнуть, и получить полезные навыки. Летом на его базе обустроят лагерь труда и отдыха, в котором их будут приучать работать на земле.
От диверсификации к стейкам
Задача не только выращивать животных и возделывать поля, но и показать уральцам, что такое настоящий стейк. Поэтому следующая остановка — открытый несколько лет назад под Челябинском, в поселке Старокамышинск, свой цех по переработке говядины. Здесь выпускают мясные деликатесы, которые очень ценят даже самые привередливые гурманы. А также фирменные пельмени и котлеты «Варшавские», китайские пельмени вонтоны, похожие на вареные пирожки с мясом. Всего почти 100 позиций.
— Мы перерабатываем стейковое мясо, — рассказывает начальник цеха Ирина Филиппова. — Тушу делим на фракции: премиум-класса, альтернативное и полуфабрикатное. Наши элитные стейки охотно берут бургерные и рестораны Челябинска и Екатеринбурга, а также просто ценители деликатексов. Наряду со стейком выпускаем китайские пельмени вонтоны, тушенку, котлеты, колбаски для жарки. Причем отходов почти нет: из легкого и обрези изготавливаем корм для домашних животных.
Мясо полностью натуральное, без газации и «химии», не замороженное, а охлажденное до нужной температуры. Оно проходит целый цикл процедур, в том числе обвалку и 17-дневное созревание. Ассортимент стейков для жарки самый широкий — с кровью и в собственном соку, «мужской» портерхаус, тибон — мясо на косточке, пиканья… А для пельменей и гамбургерных котлет здесь приобрели бельгийский вакуумный аппарат, холодильник для так называемой шоковой заморозки, сохраняющей питательные свойства продуктов.
По словам Ирины Филипповой, здесь пошли дальше: в мае в челябинском микрорайоне Ньютон планируют открыть свой магазин, где покупатели смогут приобрести эти вкусности без ресторанных накруток. А к осени рядом появится и кафе-гастрономия, где можно будет не только вкусно поесть, но и купить элитные мясопродукты для домашней готовки.
P.S. Как пояснили в минсельхозе Челябинской области, в 2021 году в племхозяйствах региона реализовали 924 головы элитного молодняка, в 1,5 раза больше, чем в предыдущем. А в 2022-м на развитие мясного животноводства из регионального и федерального бюджетов выделено 63 млн рублей. Область также вносит свой вклад в поддержку отрасли: региональные субсидии на молочное и мясное животноводство в этом году составят 275 млн рублей.
Источник: https://up74.ru
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()