Санкции для Белоруссии «животворящими» не стали
- Админ 22.06.2022
В Белоруссии в последние недели происходит все больше событий, которые указывают на быстро нарастающий хаос в экономике страны. Некоторые внешние признаки просто удивительны. Так, например, в Витебске в магазинах появилось белорусское молоко с этикетками на китайском языке. Судя по всему, партию не удалось отправить на экспорт в Китай — китайские компании все чаще отказываются работать с белорусскими, чтобы самим не попасть под санкции.
А правительство Белоруссии легализовало… получение денег за экспорт в наличной валюте. Как на территории страны, так и за ее пределами. Объяснение вообще феерическое: дескать, там, на прогнившем Западе, очень хотят получать нашу продукцию, но на банки давят, переводы невозможны — так вот вам элегантное решение с чемоданами долларов или евро.
Это было бы смешно, если бы не фон в виде быстрого падения ВВП и еще более быстрого роста цен. Как сообщает Белстат, ВВП Белоруссии в январе–мае сократился на 3,4% по сравнению с тем же периодом 2021-го, а объем промышленного производства снизился на 4,2%. При этом, согласно планам белорусских властей, ВВП страны в 2022 г. предписано показать рост на уровне 2,9%, а дефициту бюджета — быть не более 1,6% от валового внутреннего продукта; экспорт вообще должен достигнуть $46 млрд.
Однако эксперты Всемирного банка дают совсем другие прогнозы. Они предрекают падение экономики Белоруссии в 2022-м на 6,5%, сокращение экспорта на 14,2% и импорта на 18,6%, разгон инфляции — до 21,1%. При этом дефицит платежного баланса текущего счета составит 0,8% ВВП, а госдолг — 36,4%. Получается, экономика Белоруссии покажет наибольшее падение в Восточной Европе и Центральной Азии, если не считать втянутых в вооруженный конфликт Россию и Украину.
Происходящее — результат экономических санкций. Причем «многослойных»: некоторые в отношении Минска действуют уже многие годы, другие были введены в 2021 г. из-за подавления «белорусской революции», третьи — совсем недавно из-за «соучастия» в военной операции РФ на Украине.
Проявляются эти санкции также по-разному. Например, Украина перестала покупать белорусские нефтепродукты. Результат — потеря НПЗ $2.8 млрд в год. Другое направление — «сахарное». Семена для сахарной свеклы приобретают в ЕС, но в этом году из-за санкций их закупили не более 15-20% от необходимого для посевной. А нехватка сахара на внутреннем рынке — это проблемы со всеми видами кондитерских изделий, от сгущенки до карамелек, а также полное отсутствие производства лимонной кислоты и патоки, отсутствие дешевых кормов в колхозных фермах, а значит — резкое повышение цен на мясомолочную продукцию.
Цены на комбикорма для птицы и свиней к маю 2022-го повысились на 25%. Это произошло из-за роста стоимости премиксов (витаминно-минеральные добавки к комбикорму). Птицеводы и животноводы из-за удорожания кормов не могут не увеличивать цены на конечную продукцию — яйца, молоко и мясо.
Но наиболее тяжело западные санкции ударили по производимым в Белоруссии удобрениям — основному экспортному товару страны. 26 мая в Николаевской области на территории морского порта были арестованы калийные удобрения — 188 вагонов, в которых перевозили 77 тыс. тонн товара производства «Беларуськалия». Еще 65 тыс. тонн уже успели перегрузить на украинские суда, которые должны были переправить их за границу, но их тоже арестовали. В марте были конфискованы сотни вагонов с калийными удобрениями, которые транзитом должны были попасть в Азию. То есть до начала спецоперации Украина была каналом транзита, позволяя белорусским госкомпаниям обходить международные санкции и продавать за рубеж хлористый калий — одно из самых востребованных в мире минеральных удобрений. Белоруссия, к слову, раньше занимала по ним 23% мирового рынка.
Сама страна с избытком обеспечена как калийными удобрениями (добываются на предприятии «Беларуськалий»), так и азотными (производятся на «Гродно Азот» из очень дешевого российского газа). До введения санкций экспорт удобрений (азотных — в ЕС, калийных — по всему миру) давал Белоруссии от 20% до 30% валютных поступлений в бюджет.
В 2021 и 2022 годах США и ЕС ввели запрет не только на экспорт белорусских калийных удобрений, но и на их транзит — что отрезало экспортеров от литовских и латвийских портов на Балтике. Закрылся и полуофициальный украинский канал транзита. Теперь белорусские производители пытаются перенаправить их в Индию и Китай. Но торговать по рыночным ценам не получается, приходится предлагать калий с большим дисконтом.
Но и это не помогает — доставить его через Россию оказалось практически невозможно. Порты в Ленинградской области раньше предлагали перевалку, но в реальности сейчас не имеют мощностей для этого. Их предполагалось вводить в 2022–2023 гг., но возможно ли это сегодня — большой вопрос.
Поставки белорусских удобрений в Китай по железной дороге через РФ затруднены: этот путь и ранее, и тем более сейчас загружен по максимуму — 60% возможностей Транссибирской магистрали обслуживают российских угольщиков. Также в России есть свои производители — «Уралкалий» и «Еврохим». Их основные рынки сбыта — те же Индия, Китай, Индонезия, Вьетнам, страны Латинской Америки. Так что Транссиб нужен и им — не меньше, чем белорусам.
Складывается такая ситуация: «Уралкалий» и «Еврохим» по-максимуму перенаправляют свои потоки удобрений на внешние рынки, зарабатывая валюту. Внутренний российский рынок из-за этого освобождается, и на него в качестве замещения идет продукция «Беларуськалия». Белорусскому производителю это позволит сохранить производство, хотя доходы, конечно, заметно упадут.
Получается, официальный Минск просто «переуступил» российским конкурентам мировой рынок калийных удобрений, а рынок азотных потерян практически полностью. Точно посчитать потери Белоруссии невозможно, однако оцениваются они в диапазоне от $2 до $3 млрд.
Пока бодрятся только белорусские машиностроители. Министр промышленности Петр Пархомчик заявил, что в этом году предприятия выпустят импортозамещающей продукции на $4,5 млрд. Продавать ее они собираются в страны СНГ, Африки и Азии.
В Минске рассчитывают, что заткнуть дыры в экономике будет можно за счет России. Подтверждение тому — недавно полученные от Москвы $1,5 млрд для проектов по импортозамещению. Но в чем будут заключаться эти проекты? Сельское хозяйство в России есть свое, машиностроение тоже. Конкуренты им сейчас будут некстати. Так что тут больше политики, чем экономики.
Источник: https://www.rosbalt.ru
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()