Откуда уши растут: российские кролиководы рассказали о проблемах отрасли
- Админ 26.12.2022
В канун нового, 2023 года – года Кролика по восточному календарю – логично вспомнить о сельскохозяйственных животных, которые, как гласит старая шутка, являются источником не только ценного меха, но и диетического мяса. Изначально этот рассказ хотелось вести на мажорный лад – с перечислением достижений отрасли и раскрытием секретов успеха практиков. Но ситуация, сложившаяся сегодня в российском кролиководстве, вызывает тревогу у экспертов. О том, как вывести отрасль из кризиса, говорят ученые и аграрии.
А есть ли отрасль?
Глеб Косовский, доктор биологических наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАЕН, директор ФГБНУ «Научно-исследовательский институт пушного звероводства и кролиководства имени В. А. Афанасьева» (ФГБНУ НИИПЗК), приводит данные бренда Purina. Согласно им на конец мая 2022 года в российском промышленном кролиководстве насчитывалось 32 индустриальных предприятия с общим поголовьем около 109,5 тыс. кроликоматок. По сравнению с 2020 и 2021 годами количество предприятий уменьшилось на 18%, а поголовье снизилось на 5%. При этом доля крупных предприятий, где количество кроликоматок превышает 2,9 тыс., выросло с 28 до 31%.
Несмотря на приведенные цифры, ученый заявляет: в России отрасли кролиководства формально нет! Об этом свидетельствует отсутствие федеральных и региональных программ ее развития, программ утилизации и переработки отходов, отсутствие финансирования на разработку регламентов, нормативной документации и стандартов.
По словам эксперта, до сих пор не урегулированы вопросы получения субсидий на племенное поголовье, корма и сданное мясо, а также не решены вопросы переработки шкурок кроликов. Кроме того, отсутствуют регламенты на продукты переработки, не установлены требования к упаковке, ее размерам и срокам хранения продукции. Среди прочих проблем, которые перечисляет Глеб Косовский, – отсутствие учета племенных ресурсов и генофонда отечественных пород, а это создает колоссальные сложности для проведения селекционной работы.
В ожидании государственной воли
У истоков индустриального кролиководства на юге России стояло ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» – об этом нам напоминает Василий Комлацкий, заведующий кафедрой частной зоотехнии и свиноводства, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Это значит, что животные содержатся в помещениях с регулируемым микроклиматом, механизированным кормлением и поением поголовья, уборкой навоза.
По его мнению, кролиководство – одно из лучших направлений сельскохозяйственного бизнеса для небольших семейных ферм. Но для того чтобы отрасль ожила, нужны государственная воля и финансирование, в том числе кредиты под низкие проценты. «Для развития отрасли требуются инвестиции. К сожалению, фермерам чрезвычайно сложно взять кредит, банки не идут им навстречу», – сетует эксперт «Ветеринарии и жизни».
Кролиководство требует не только определенных финансовых затрат, но и неукоснительного выполнения требований санитарно-ветеринарного регламента содержания животных. Впрочем, отмечает Василий Комлацкий, справедливости ради надо сказать, что современные технологии значительно облегчают работу кролиководов и минимизируют риски. «Ученые создали вакцины от вирусных заболеваний, что повысило сохранность поголовья. В рационе животных появились гранулированные корма. Технологи научили практиков правильной установке поилок и кормушек: животные уже не проливают воду и не рассыпают корм. Словом, работать стало гораздо проще, чем несколько десятилетий тому назад», – утверждает профессор.
Александр Вычеров – представитель ООО «Ковровский кролик» из Владимирской области – обращает наше внимание на высокие тарифы на электроэнергию для промышленного кролиководства. Если промышленные предприятия в среднем платят 4 руб/кВт·ч, то кролиководы отдают 7 руб/кВт·ч. Где справедливость, если речь идет о фермах с многотысячным поголовьем, которые также относятся к промышленным предприятиям?
Наши эксперты озвучивают проблемы, которые требуют урегулирования на государственном уровне. А также они обращают внимание на то, что при давно доказанных диетических свойствах мясо кролика так и не было включено в рационы реабилитационных учреждений здравоохранения и армии, школьных и дошкольных учреждений. «Мясо кролика обязательно надо давать детям. Оно является замечательной альтернативой мясу бройлера, при выращивании которого активно используют антибиотики», – поясняет Василий Комлацкий.
Китайский кролик атакует
Чтобы узнать, с какими проблемами сталкиваются кролиководы на местах, мы связались с Романом и Анной Пудышевыми из Ростовской области. Выяснилось: вместо того, чтобы праздновать юбилей – ровно 10 лет назад глава хозяйства оказался в числе победителей конкурса среди начинающих фермеров, который проводил Минсельхоз России, – сегодня Пудышевы борются за существование.
Долгое время дела спорились, признает Анна. После реконструкции старого свинокомплекса новая ферма стала соответствовать требованиям современного кролиководства. Шутка ли – поголовье ушастых превышало отметку в 35 тыс. голов! Фермеры наладили контакты с перерабатывающими предприятиями, начали выпускать кроличье мясо под маркой «Вкусно кролик». Но период уверенности в завтрашнем дне закончился довольно внезапно.
«Изначально мы использовали в работе французский кросс кроликов – «Хиколь». Порода выведена путем скрещивания новозеландской белой и калифорнийской пород. Были одними из первых, кто завез этот кросс в Россию! Поставки поголовья осуществлялись с участием польских логистических компаний. Последняя должна была произойти в апреле 2022 года, мы уже оплатили контракт. Но французская сторона не смогла отгрузить животных и вернула деньги. Сделать мы ничего не можем: поляки прекратили сотрудничество с нами в связи с политической обстановкой, а в России нет логистических компаний с лицензией на провоз живых животных через несколько стран. Так что на сегодняшний день у нас еще остались рабочие самцы, но с поголовьем маточного стада ситуация критическая», – констатирует Анна Пудышева.
В связи с возникшим форс-мажором фермеры и рады рассмотреть возможность выращивания отечественного кросса, тем более что НИИПЗК создал новый трехпородный кросс кроликов «Родник». Но для этого придется полностью поменять стадо, что требует больших денег. «Сейчас перед нами стоит другой вопрос – выживем ли мы в принципе? Если увидим перспективы – сможем заняться обновлением стада. Если нет – в Ростовской области не останется ни одного промышленного кролиководческого предприятия», – сетует наша собеседница.
И действительно, больше индустриальных кролиководческих предприятий в регионе не осталось. На начало весны 2022 года еще действовало фермерское хозяйство Сергея Коплева – кроликовода из Песчанокопского района. С поголовьем около 18 тыс. животных оно было вторым по величине в Ростовской области. А сегодня Пудышевы с тяжелым сердцем помогают коллеге в убое животных. Впрочем, реализовать свежее мясо сразу не удается: потребительского спроса нет. Поэтому Сергей Коплев убирает тушки в морозильные камеры – до лучших времен.
«Кролик изначально не самый дешевый вид мяса, – продолжает Анна Пудышева. – А платежеспособность населения сильно упала. Ситуацию ухудшило и то, что в феврале 2022 года был разрешен ввоз в Россию китайского кролика. Для китайцев мясо этого животного – отход хорошо развитого в стране мехового производства. Поэтому цена на китайскую крольчатину бросовая: на 150–200 руб/кг ниже, чем на российскую».
Качество китайской крольчатины ниже, ведь мясо поступает в замороженном состоянии. Но перерабатывающие предприятия, с которыми сотрудничают Пудышевы, поставляя мясо кролика для производства тушенки, колбас, сосисок, детского питания, в первую очередь смотрят на закупочную цену.
«Дело не в том, что китайцы не едят кроличье мясо. Наоборот, они высоко ценят российскую крольчатину за ее качество. Скажу больше: в апреле нам поступило предложение на поставку мяса в Китай. Но пришлось отказаться, так как мы не потянули бы объем – 8 тыс. тонн «заморозки», – рассказывает Анна Пудышева.
Кроме того, маржинальность кролиководства проседает из-за высокой стоимости ветеринарных услуг. «Например, в Смоленской области стоимость ветеринарно-санитарной экспертизы убойных животных составляет 5 рублей за тушку. У нас в районе – 13 рублей», – приводит цифры наша собеседница.
Золотой комбикорм
Александр Вычеров поднимает еще одну проблему – она связана с удорожанием кормов. По его наблюдениям, с 2019 по 2021 год стоимость комбикорма выросла на 50%! Фермеры Пудышевы тоже отмечают пугающую тенденцию. А ведь кормовая база в себестоимости кролика составляет 80–83%. Причем и качество полученного мяса, и физическая форма животных, а также их жизнеспособность значительно зависят от корма. «В начале года правительство Ростовской области пошло нам навстречу: субсидировало часть затрат на приобретение комбикорма в первом и втором кварталах. Но к третьему кварталу средства на эту меру поддержки иссякли. Очень тревожный сигнал с учетом низкого спроса и жесткой конкуренции китайскому кролику, которую мы проигрываем», – отмечает Анна Пудышева.
Василий Комлацкий считает, что стоимость рациона может быть и ниже существующей: «В этом году наша страна собрала рекордный урожай – 150 млн тонн зерна. Из-за проблем с экспортом возникает избыток на внутреннем рынке, что приводит к снижению цены. Этим обязательно должны воспользоваться кролиководы и представители других направлений животноводства. Кроме того, мы выращиваем довольно много сои – источника ценного белка в рационе животных».
Источник: https://vetandlife.ru
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()