Мясную продукцию на рынок Китая поставляют свыше 80 российских предприятий
Эксперты обсудили текущее состояние экспорта продовольствия на рынок Китая, оценили экспортный потенциал различных отраслей аграрного сектора
- Админ 29.10.2024
В Москве прошла II отраслевая конференция «Китай 2.0. Итоги экспорта продовольствия из России в Поднебесную в 2024 году», которую второй год подряд проводит агентство «ИМИТ». Мероприятие состоялось на площадке специализированной выставки «КормВетГрэйн-2024».
В конференции приняли участие главы отраслевых союзов и ассоциаций, представители профильных ведомств, руководители компаний-экспортеров сырья и продуктов питания, эксперты в сфере логистики, ВЭД, таможенного оформления, а также информационных систем. Эксперты обсудили текущее состояние экспорта продовольствия на рынок Китая, оценили экспортный потенциал различных отраслей аграрного сектора.
Компетентными органами КНР аттестовано на экспорт 81 российское предприятие по производству мясной продукции, из них 56 – по выпуску мяса и субпродуктов птицы, сообщила Евгения Лазуткина, начальник отдела поддержки экспорта продукции животноводства Россельхознадзора. Специалист рассказала об особенностях прохождения процедур, необходимых для получения допуска продукции на рынок Китая. Чаще всего у производителей возникают вопросы, связанные с проведением исследований по требованиям китайской стороны, регистрацией в системе CIFER, ее продлением или внесением новых видов продукции.
Агробизнес сегодня развивает экспортные направления в непростых макроэкономичесих условиях, подчеркнула Дарья Снитко, вице-президент и руководитель центра ценовых индексов «Газпромбанка». «В России издержки для бизнеса продолжат расти: логистика – все теперь дальше и дольше, финансовые расчеты – сложнее, плюс дефицит кадров, дорогое кредитование, рост налогов».
В январе-сентябре экспорт продукции свиноводства вырос на 20% относительно того же периода прошлого года и превысил 219 тыс. тонн. Поставки в Китай обеспечили практически весь прирост экспорта (+29 тыс. тонн), а по итогам года они могут достичь 50 тыс. тонн, прогнозирует Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов. «Мы претендуем со временем завоевать до 10% китайского рынка свинины», – сообщил глава союза. Среди конкурентных преимуществ российских производителей эксперт назвал низкую себестоимость и высокое качество продукции. «Главная наша задача – добиться увеличения числа поставщиков свиной продукции на рынок Китая. Сейчас допуск имеют 3 компании, и они работают на пределе возможностей», – считает Юрий Ковалев.
Об особенностях продовольственного рынка Китая шла речь в выступлении Арсения Власова, генерального директора ООО «МегаМикс Центр», акционера АХ Chuva. Продукция птицеводства АХ Chuva была аттестована для поставок на рынок КНР в 2021 году, и с того момента компания накопила большой опыт в данном направлении. Спикер отметил, что экспорт в Китай важен для России, но этот рынок конкурентен и насыщен, и поэтому для поставщика важно поддерживать постоянный уровень качества.
Китай стал главным направлением для экспорта индейководческой продукции – сейчас на его долю приходится порядка 60%. В 2024 году Россия заняла первое место среди стран-поставщиков индейки на китайский рынок – во многом благодаря соответствию высоким стандартам качества и безопасности, утверждает исполнительный директор Национальной ассоциации производителей индейки Анатолий Вельматов. Сегодня спрос на мясо индейки в Китае уверено растет как альтернатива курице и свинине, хотя еще недавно было, скорее, экзотикой. Потребители предпочитают крылья на кости, субпродукты (печень, желудок), шея индейки теперь успешно конкурирует с очень популярной утиной шеей. В последнее время вырос интерес и к бескостному мясу – филе голени, бедра.
Российская продукция мясопереработки пока не имеет допуска на рынок Китая, но Россельхознадзор ведет работу в данном направлении, констатировала директор Ассоциации «Объединение мясопереработчиков» Екатерина Лучкина. Со временем поставки готовой мясной продукции из мяса птицы, говядины и свинины все-таки станут возможны, что открывает дополнительные возможности для российских производителей. «Нужно учитывать в своей работе национальные особенности и культуру потребления», – заметила Екатерина Лучкина. «В Китае, например, социальные сети являются одним из мощнейших инструментов продвижения, формирования лояльности к бренду».
И если по мясу индейки Россия стала поставщиком номер один на китайском рынке, то по птице и субпродуктам уверенно занимает второе место с долей 15%. На первом месте по объему поставок находится Бразилия (59%). Китайский импорт птицеводческой продукции в январе-июле снизился на 35% за год до 538,5 тыс. тонн, а наиболее востребованной категорией остаются замороженные куриные лапы – 47% и замороженные куриные крылья – 31%. Такие данные прозвучали в докладе Дарьи Подымовой, руководителя направления ВЭД и сертификации Национального союза птицеводов.
Развила тему экспорта птицеводческой продукции Дарья Лащенко, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ГК «Дамате». Птицеводческие предприятия компании первыми в стране получили разрешение на экспорт в Китай в 2018 году, а в 2024 году первыми начали поставки мяса утки на китайский рынок. Компания использует несколько каналов реализации продукции – не только оптовые предприятия и сети супермаркетов, но и HoReCa, онлайн магазины, продуктовые рынки.
«Приятно было услышать, что Россия теперь является единственным поставщиком индейки на китайский рынок», – отметила в заключительном слове, подводя итоги конференции, генеральный директор агентства «ИМИТ» Любовь Савкина. – «В Китай теперь активно поставляется свинина, и не только субпродукты, как мы раньше ожидали, но и кусковое мясо. Также крайне востребованы российские жмыхи, шрота, масла. Благодаря своему высокому качеству повышенным спросом пользуется шоколад, мороженое, другие продукты питания».
Екатерина Броун, редактор информационно-аналитического агентства FEEDLOT
Комментарии ()