Эксперты «Ветеринарии и жизни» рассказали о факторах ценообразования на рынке мяса
Наиболее частые и заметные колебания цен на мясо характерны в оптовом сегменте
- Админ 23.10.2024
С начала 2024 года цены на куриное мясо снизились на символические 0,4% – об этом свидетельствуют данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Зато цены на остальные виды мяса продемонстрировали рост. В сегменте свинины он оказался минимальным – 0,9%, а в сегменте баранины достиг рекордной отметки – 17,3%. О том, какие факторы влияют на ценообразование, рассказывают руководители отраслевых ассоциаций.
Зерновой демпфер поддержит
В формировании цены себестоимость производства играет важную, но не определяющую в среднесрочной перспективе роль. Существует масса других факторов, влияющих на оптовую цену и цену на полке, утверждает Сергей Юшин – руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА).
«Основная статья затрат – это корма, на них приходится 65–75% в зависимости от ценовой конъюнктуры и состава комбикорма. Постоянно растут тарифы на коммунальные услуги: электричество, газ, водоснабжение. Еще одна важная статья – ветеринарные препараты и вакцины. Кроме того, последнее время растут расходы на приобретение грузовых машин и топлива, увеличиваются заработные платы водителей, повышается стоимость обслуживания транспорта. Не стоят на месте зарплаты сотрудников ферм и убойных предприятий: за последние полтора года они выросли в среднем на 30–40%. Все это толкает себестоимость производства разных видов мяса вверх», – говорит эксперт.
Нельзя забывать и про техническое оснащение. Чаще всего на фермах и птицефабриках используется оборудование импортного производства. Если раньше запчасти и расходные материалы для него поставлялись оперативно, то сейчас ожидание может растянуться на недели. «Теперь запчасти и расходники закупают заранее и в бóльших объемах, а это приводит к удорожанию оборотных средств», – продолжает Сергей Юшин.
Отдельная тема – процентные ставки по кредитам. Сегодня льготные кредиты стали гораздо менее доступными, чем раньше, констатирует наш собеседник. И компании вынуждены брать коммерческие кредиты со ставкой от 20% годовых.
Логично, что с ростом себестоимости продукции должна расти и цена на нее. Но на деле все не так просто: «Если бы производители мяса, стремясь сохранить маржу, повышали цены на свою продукцию в соответствии с ростом себестоимости ее производства, это был бы идеальный сценарий. К сожалению, такой возможности у нас нет. И главным фактором, влияющим на ценообразование, является соотношение спроса и предложения», – констатирует глава ассоциации.
Опт на «качелях»
Наиболее частые и заметные колебания цен на мясо характерны в оптовом сегменте. По словам Сергея Юшина, они могут резко взлетать на 10–30% и также стремительно падать. Особенно это касается цен на живой скот и охлажденное мясо. Причем факторов, раскачивающих ценовые «качели», множество. «Например, если свинья на ферме доросла до товарного, убойного веса, кормить ее уже нецелесообразно. Животное нужно сдать на убой независимо от того, что происходит на рынке мяса. Но что, если в это время наблюдается избыток свинины? В таком случае происходит ценовой обвал, который, заметьте, никак не связан с себестоимостью. Более того, она может оставаться выше цены продажи. Ведь покупателя, будь то оптовик, предприятие по убою или мясокомбинат, не особо интересует, сколько средств вы вложили в производство своей продукции», – поясняет наш собеседник.
Еще одна ситуационная модель, которую приводит Сергей Юшин, связана с сезоном шашлыков, начинающимся перед майскими праздниками и продолжающимся все лето. «Лучшая часть свиной туши для этого блюда – шея. Но на всех любителей шашлыка ее не хватит. Соответственно, возникает повышенный спрос, результатом которого становится стремительный рост цен на свиную шею. Данная схема работает и в отношении других частей туши», – приводит он пример.
Кроме того, на ценообразование влияет эпизоотическая ситуация. Из-за вспышек особо опасных болезней, таких как африканская чума свиней и высокопатогенный грипп птиц, хозяйства вынужденно уничтожают поголовье и реализуют карантинные мероприятия. Нарушается ритмичность поставок, что сразу же отражается на рынке: цены ползут вверх.
Драйверы спроса
«Регуляторы периодически пытаются влиять на цены. Но должно ли государство этим постоянно заниматься? – задает вопрос Сергей Юшин. – В определенных случаях, когда на то есть серьезные основания, должно. Но в нашей стране потребление мяса только растет и в текущем году достигнет рекордной отметки – 83 кг на душу населения, что говорит о его экономической доступности. На этом фоне попытки давить на цены без учета рентабельности и инвестиционной привлекательности отрасли, кредиторской нагрузки, социальных обязательств и необходимости вовремя платить налоги могут привести к тяжелым для отрасли последствиям и только навредят рынку».
По словам Юрия Ковалева, в прошлом году произошел взрывной рост спроса на свинину. «Главная причина заключается в увеличении доходов населения, в первую очередь его малообеспеченных слоев. Получив дополнительные средства, потребители направили их на продукты питания, и прежде всего – на мясо», – поясняет он.
Второй фактор связан со стабильностью потребительских цен на свинину. Согласно Росстату, с 2015 по 2023 год они увеличились только на 25%. Для сравнения: за это же время цены на мясо птицы и говядину выросли примерно на 50%. А рост продовольственной инфляции достиг 75%, приводит цифры Юрий Ковалев.
Еще один драйвер роста спроса – сближение оптовых цен на наиболее популярные виды мяса. «На протяжении 15 лет цены на мясо птицы были ниже цен на свинину в среднем на 50%. Но в прошлом году они практически уравнялись. В результате и мясоперерабатывающие заводы, и розничный покупатель переместили часть спроса с птицы на свинину», – комментирует эксперт.
Что касается говядины, несмотря на растущие цены, ее производство остается убыточным для большинства отечественных хозяйств. «Выращивать крупный рогатый скот тяжело, долго и невыгодно. Для сравнения: в России цены на товарный КРС чуть ли не в два раза ниже, чем в Бразилии и странах Евросоюза», – отмечает Сергей Юшин.
При этом говядина – единственный сегмент мясного рынка, который до сих пор зависит от зарубежных поставок. Ежегодно наша страна ввозит около 300 тыс. тонн, включая субпродукты, то есть не менее 20% от объема производства. «В основном мы импортируем самые дешевые части говяжьей туши и тримминг для мясопереработки (куски, которые остаются в результате разделки, обвалки, зачистки или обрезки мясных туш. – «ВиЖ»). В случае с импортом ценообразование зависит от многих факторов. Задержались контейнеровозы, встал лед в порту Санкт-Петербурга, китайцы скупили бразильскую говядину – цена пошла вверх», – поясняет глава НМА.
В сегменте баранины дороговизна мяса объясняется низким потребительским спросом в большинстве регионов России. «Баранина имеет специфический вкус и запах, долго готовится. А в современном мире люди не хотят тратить 3–4 часа на приготовление пищи. В результате баранина остается нишевым продуктом: ее потребление в среднем составляет 1,5 кг на человека в год. Да, в отдельных регионах и спрос на баранину есть, и потребление выше, чем в среднем по стране. Но там скот выращивают самостоятельно либо покупают мясо на местных рынках. И здесь оно стоит заметно дешевле, чем в городских магазинах и на столичных рынках, где продается разделанная по стандарту баранина», – подчеркивает Сергей Юшин.
Другое дело, что интерес к российской баранине проявляют зарубежные страны. За счет экспортных перспектив и привлекательных цен, которые дает заграница, этот сегмент становится более интересным для инвесторов.
Конкуренция сдерживает цены
Сегодня сдерживать рост цен на мясо удается за счет внутренней конкуренции, констатирует Юрий Ковалев: «Предложение на внутреннем рынке мяса превышает спрос. Для потребителя это большой плюс, для производителя – ситуация, сопряженная с рисками».
О растущем предложении говорит и глава НМА. Согласно данным ассоциации, производство свинины ежегодно прибавляет 6%, говядины – 8%. И только производство птицы последние годы находится примерно на одном уровне.
«Если производство мяса будет сокращаться, а доходы населения продолжат расти, произойдет скачок цен. Другой сценарий развития событий – финансовый кризис, высокая инфляция и падение потребительского спроса. На полках магазинов мясо долго лежать не может, и чтобы реализовать его, в ход будут пущены скидки и акции. Параллельно с этим торговля окажет давление на производителей, еще больше сбивая закупочную цену. Впрочем, как бы ни вели себя цены, все виды мяса заменяемы, и у современного потребителя есть выбор», – резюмирует Сергей Юшин.
МНЕНИЯ
Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов (НСС):
«Основная статья затрат – корма. Но в этом плане огромную поддержку всем видам животноводства оказывает ситуация на зерновом рынке. После демпферов, введенных федеральным Минсельхозом в 2020 году, именно на зерновом рынке сложилась самая благоприятная для животноводов обстановка».
Галина Бобылева, генеральный директор Российского птицеводческого союза, доктор экономических наук:
«Несмотря на особенности отдельных предприятий, связанные с реконструкцией или заменой поголовья, производство птицеводческой продукции осуществляется достаточно равномерно. Кормовыми ресурсами отрасль в целом обеспечена. Если же возникают локальные проблемы, то они оперативно решаются.
Учитывая стабильное производство продукции и отсутствие дефицита, периодическое повышение спроса (например на яйцо в канун Пасхи) не сказывается на формировании ценовой политики. В то же время снижение отпускных цен на яйцо, актуальное в летний период, к снижению розничных цен, как правило, не приводит.
По нашей оценке, в текущем году производство птицеводческой продукции останется практически на уровне прошлого, с незначительным приростом 1,2–1,5%. А значит, предпосылок к изменению ценовой политики нет».
Источник: https://vetandlife.ru
Комментарии ()