Бесстрессовое обращение с бройлерами улучшает качество мяса

Категории Мировые новости, НовостиОпубликовано

Мировой спрос на мясо птицы огромен и неуклонно растет. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежегодно в мире производится почти 66 миллиардов бройлеров. Разведение бройлеров в больших, промышленных масштабах позволяет небрежно обращаться с птицами на фермах, при транспортировке птицы и на бойнях. Между тем ненужный стресс, нагнетание страха и агрессии в обращении бройлерами затрудняют работу с ними, способствуют ухудшению качества мяса птицы и, как следствие, генерируют финансовые потери.

Особо чувствительными моментами, когда птица подвергается стрессу и его негативным последствиям, является их сбор с ферм, транспортировка и обработка перед убоем. Наибольший стресс, способствующий ухудшению качества мяса, приносит птице слишком высокая температура окружающей среды и ненадлежащее (жестокое) обращение работников с птицей. Такие стрессовые факторы не только значительно снижают самочувствие бройлеров, но и вызывают такие неблагоприятные изменения в мышцах, как образование кровоизлияний, синяков, изменение цвета мяса на нежелательный или переломы костей, снижают способность мяса связывать воду, то есть ухудшают его водопоглощение (важный параметр качества мяса).

Из-за чрезмерного стресса растет смертность бройлеров, что может приводить к серьезным финансовым потерям. Из-за стресса часть птиц погибает при транспортировке с ферм. Подсчитано, что количество бройлеров, отправляемых на бойню уже мертвыми, в мировом масштабе составляет 1,2-2,9 млн бройлеров в год. По этим причинам необходимо внедрять стратегии по снижению стресса птиц при обращении с ними на фермах и при их транспортировке на бойню. Это обеспечит лучшее самочувствие птицы, а также гарантирует хорошее качество мяса, что позволит избежать ненужных финансовых потерь.

Отлов и погрузка бройлеров на фермах производится вручную или автоматизированным способом, он заключается в помещении птицы в транспортные ящики, которые затем загружаются на автотранспорт. В них птица доставляется на бойню. Погрузка птицы – чрезвычайно чувствительный момент, во время которого птицы часто получают кровоизлияния, ушибы, вывихи бедренной кости в тазобедренном суставе, переломы – или даже гибнут. Те бройлеры, которые остались невредимыми во время погрузки, но испытали высокую степень стресса, могут очень плохо переносить дальнейший путь. Особенно, когда время обработки и путь между фермой и бойней долгие.

Наблюдения и данные, собранные на птицефабриках, показывают, что в целом ручная обработка бройлеров является гораздо более стрессовой для птицы и более подвержена ошибкам, чем автоматические системы загрузки птицы. При автоматической загрузке птица обычно травмируется гораздо меньше. Это также облегчает работу людей по обращению с птицами, а также снижает их стресс. В дополнение к снижению потерь, автоматические системы загрузки бройлеров часто обходятся дешевле, чем ручная обработка.

Смертельный транспорт

Еще одним критическим моментом для благополучия бройлеров является транспортировка птицы на бойню. Оно связано с огромным стрессом и страхом, и хотя обычно перевозка птицы на бойню длится относительно короткий период времени по сравнению со всей продуктивной жизнью птицы, наблюдения и исследования показывают, что именно в это время психические и физические страдания птиц достигают наивысшего уровня.

Во время транспортировки птицы особенно подвержены воздействию неадекватной температуры окружающей среды и обезвоживанию. Именно микроклимат в транспортных средствах во многом способствует ухудшению самочувствия птиц и их высокой смертности. Проблема теплового стресса во время транспортировки обычно связана с трудностями контроля условий в клетках, загруженных на транспортные средства. Вентиляция в большинстве транспортных средств пассивная и малоэффективная — ее затрудняет тесное расположение соседних боксов с птицами. Бройлеры внутри загрузки могут подвергаться воздействию слишком высоких температур, а те, что находятся снаружи, — слишком низких.

Даже при транспортировке, которая не считается длительной (менее 8 часов), может возникнуть вопрос перебоев с доступом к пище и воде, что приводит к потере веса.

Основным принципом снижения стресса животных, возникающего при транспортировке, является его максимальное снижение. Выявлено, что смертность бройлеров при перевозках продолжительностью менее четырех часов составляет менее 1%, а при более длительных перевозках может доходить до нескольких десятков процентов.

Кроме того, целесообразно размещать бройлеров в транспортных клетках на ночь или рано утром, когда птицы менее возбуждены и менее подвержены стрессу. В периоды высоких температур летом целесообразно избегать очень плотной загрузки птиц в транспортных средствах, чтобы обеспечить в них достаточный приток воздуха и снизить тепловой стресс у животных. Также хорошей практикой является предоставление птицам короткого периода отдыха после транспортировки, помещая их в помещение с регулируемым микроклиматом, что позволяет им выровнять температуру тела.

Также следует обратит внимание на убой. Недавние исследования, проведенные Европейским агентством по безопасности пищевых продуктов (EFSA), показали, что большинство ошибок и нарушений, вызывающих стресс у птицы во время убоя, связаны с ошибками персонала предприятия.

В значительной степени они являются результатом недостаточной подготовки или отсутствия у данного человека предрасположенности к работе с животными. Из 35 выявленных нарушений на бойнях 29 являются следствием действий персонала, из которых 28 связаны с некомпетентностью работников или их усталостью.

Добавить комментарий